«Священная домбра всегда передавалась из поколения в поколение. Казахи считают этот музыкальный инструмент талисманом, запечатлевшим летопись веков. Говоря современным языком, это наш национальный бренд»
К.-Ж. Токаев
Национальный день Домбры был учрежден 13 июня 2018 года Праздник древнейшего музыкального инструмента в Казахстане отмечается в первое воскресенье июля. Эта дата учреждена с целью консолидации казахстанского общества вокруг ценностей и созидательных идей культурного наследия.
По решению ЮНЕСКО домбра и кюи внесены в список нематериального наследия человечества. Уважение к священной домбре никогда не уходило
Домбра – это не просто музыкальный инструмент. Это целый мир, Вселенная для казаха, вся его жизнь. Свое восхищение и особое почтение к домбре выражали всегда акыны и писатели. Строки, полные любви к домбре, оставили Абай, Ильяс Жансугуров, Сакен Сейфуллин, многие другие мастера пера.
«Я домбры длинношеей коснулся – и вот
Две струны зазвенели, домбра поет.
Веселитесь, играйте, друзья молодые, -
Незаметен, но быстр наших дней полет!»
Ибрай Сандыбаев. Песня «Балкурай».
Аманов, Б. Ж.
Казахская традиционная музыка и XX век : сборник / Б. Ж. Аманов, А. И. Мухамбетова ; СОРОС — Қазақстан қоры = Фонд СОРОС — Казахстан. — Алматы : Дайк-Пресс, 2002. — 542 с. — ISBN 5-7667-0045-8.
Сборник культурологических и музыковедческих статей научного, научно-популярного и публицистического характера. Статьи отражают подход к традиционной устной профессиональной музыке как высшему проявлению духовной культуры казахов, имеющему неисчерпаемый творческий потенциал для дальнейшего развития. Исследования музыки осуществлены с привлечением данных истории, этнографии, религиоведения, эстетики, культурологии, педагогики, демографии и др.
Книга предназначена для музыковедов, музыкантов-исполните- лей, культурологов, преподавателей, студентов, а также для широкого круга читателей.
Культура Казахстана : энциклопедический справочник / М-во связи и информации РК, Комитет информации и архивов. — Алматы : Аруна, 2010. — 655 с. : ил. — (Мәдени мұра) (Культурное наследие). — ISBN 9965-26-327-2. — Текст : непосредственный.
В энциклопедическом справочнике «Культура Казахстана» в алфавитном порядке отображены события и явления культурной жизни нашей страны, даны сведения об изобразительном и прикладном искусстве, справочный материал о театре и кино, архитектурном искусстве, которое берет начало с древнейших времен, об археологических памятниках, а также широко представлены искусствоведческие термины и биографические данные личностей, которые внесли большой вклад в развитие казахской культуры: архитекторов, художников, скульпторов, актеров, киноведов, композиторов, певцов, сочинителей кюев, искусствоведов. Статьи дополнены красочными иллюстрациями.
.
.
Ахмет Жұбанов / құрастырған Н.С Кетегенова, А.Қ Омарова. — Алматы: «Өнер» баспасы, 2006. – 200 бет. – (Әйгілі адамдар).
Творчесткая жизнь Ахмета Жұбанова тесно связанной с зарождением, становлением и развитием новых форм музыкальной культуры в Казахстане.
При музыкально-драматическом техникуме Жубанов создал студенческий ансамбль домбристов, который на Первом казахстанском слете народных талантов в1934годупродемонстрировал своё искусство. Президиум КазЦИК принял постановление о создании на основе ансамбля домбристов оркестра казахских национальных инструментов. Так родился известный всему миру Казахский Государственный оркестр народных инструментов имени Курмангазы, дирижёром и художественным руководителем которого был назначен Ахмет Жубанов.
.
.
Латиф Хамиди / құрастырған А.Қ. Омарова. – Алматы: «Өнер» баспасы, 2006. – 200 бет. – (Әйгілі адамдар).
Латифе Хамиди -композитор, хормейстер, дирижер, педагог, музыкальный этнограф, публицист и общественный деятель. Однин из первых записал лучшие образцы песен Абая, свыше 200 народных песен и инструментальных пьес и обработал более 100 казахских, татарских, башкирских, узбекских, туркменских песен.
Латифе Хамидиявляется автором концерта для домбры-примы с оркестром казахских народных инструментов.
По рекомендации Мухтара Ауэзова, егосделали руководителем казахского оркестра народных инструментов. Латиф Абдулхаевич обучал казахских музыкантов нотной грамоте и написал первый в республике учебник «Школа игры на домбре», возведя народный инструмент в ранг виртуозных.
.
Затаевич А. 500 казахских песен и кюев. – Алматы: Дайк-Пресс, 2002. – 378 с.
Переиздание книги «500 казахских песен и кюев» – дань памяти выдающемуся собирателю народной музыке и всем его соавторам – великим степным музыкантам и простым исполнителям песен и кюев. Книга свидетельствует о целом историческом периоде музыкального искусства казахского народа.
Труды А.В. Затавича и сегодня ведут нас к пониманию казахской музыки; как и прежде, нотные записи, наблюдения и мысли автора возврвщают нам исконное достояние народа.
.
.
.
.
Қазақ әндері және халық композиторларының әндері / ред. А.Т. Смайлова. – Алматы: ИД «Кочевники», 2002. – 336 бет. – (Асыл мұра).
В книге публикуются яркие образцы современного казахского народного песенного творчества.Казахская музыка тесно связана с поэзией, словом. Радостные или печальные, большие или малые, они оставляли в душе человека неизгладимый след, запечатлевались в памяти. В кюях и песнях отражено все многообразие жизни. Жырши и акыны часто обращались к историческим событиям, становились летописцами своего времени. Легенды, стихи, музыка передавались от поколения к поколению.
.
.
.
.
.
Бейсенбеқұлы, О. Сазды аспаптар сыры: (ұлттық музыкалық аспаптар жайында) = О казахских народных инструментах / О. Бейсенбеқұлы. — АЛМАТЫ : Ана тілі, 1994. — 128 с. — ISBN 5-630-00041-1.
Кітапта қазақтың ұлттық музыка аспаптарының шығу тарихы, жасалу тәсілдері жайлы айтылады. Онда әр түрлі музыкалық аспаптардың жекелеген бөлшектеріне қажетті материалдар, оларды сақтау жолдары баяндалады.
Казахские музыкальные инструменты : альбом / Мин-во образования, культуры и здравоохранения РК ; Сост. А. Мухамбетова. — Алматы : DIDAR, 1998. — 80 с. : цв.ил. — (Памятники культуры Казахстана). — ISBN 9965-04-004-4.
В слове и музыке отразилась душа кочевника, а казахские национальные музыкальные инструменты звучат степными голосами: только домбра способна передать дробный топот конских копыт, только кобыз сумеет заплакать голосом заблудившегося верблюжонка, только саз сырнай передаст завывание ветра в песчаных барханах.
Предлагаемый фотоальбом – великолепная презентация казахских музыкальных инструментов, не забытых народом и ласкающих слух своим необычайным звучанием в современных концертных залах.
.
.
.
Ахметова, М. М. Традиции казахской песенной культуры : музыкальное произведение, вокальное / М.М. Ахметова. — Алма-Ата : Наука, 1984. — 118 с. : ил.
В работе исследуются традиции и эстетические особенности песенной культуры казахского народа. На основе анализа народных песен и произведений композиторов Казахстана раскрываются истоки зарождения и специфика развития песенно-хорового творчества, современное влияние на него советской многонациональной музыки.
Работа предназначена для специалистов — музыковедов, композиторов, преподавателей и студентов музыкальных учебных заведений, институтов и училищ культуры и искусства, а также для всех, кто интересуется национальным песенно-хоровым искусством.
Москау, З. Душа казаха / З. Москау. — (Рухани жаңғыру). — Текст : электронный // Казахстанская правда. — 2021. — 02 июля. — С. 8.
http://elib.kstu.kz/fulltext/temat/2021/Kazahstanskayapravda_02.07.21_8.pdf
Шулембаева, Р. Звонкая история кочевников / Р. Шулембаева. — (Рухани жаңғыру). — Текст : электронный // Казахстанская правда. — 2020. — 3 июля. — С. 7
http://elib.kstu.kz/Fulltext/temat/2020/Kazahstanskaya%20pravda_03.07.20_Dombra.pdf