Конституция на века закрепила наши главные ценности — Независимость, Мир и Стабильность. Долг всех государственных институтов, каждого казахстанца — быть на страже этих ценностей.
Назарбаев, Нурсултан Абишевич (Президент РК). Выступление Президента РК Н.А. Назарбаева на военном параде, посвященном Дню Конституции РК (30 августа 2009 года ; Астана).
Қазақстан Республикасының Конституциясы: Қазақстан Республикасының 2007 жылғы 21 мамырдағы № 254-III Заңымен өзгертулер мен толықтырулар енгізілген ресми мәтін. —Конституция Республики Казахстан: официальный текст с изменениями и дополнениями от 21 мая 2007 года № 254-ІІІ Закона Республики Казахстан. — Алматы: Жеті жарғы, 2007. — 136 бет.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА КОНСТИТУЦИИ
Кабдулсамих АИТХОЖИН доктор юридических наук, профессор, проректор Университета им. Д.А. Кунаева
Конституция Республики Казахстан, принятая народом на республиканском референдуме 30 августа 1995 года, за прошедшие годы окончательно закрепила необратимые процессы формирования демократического правового государства, обеспечив общественное согласие и политическую стабильность в обществе. Прежде всего, Конституция стала фундаментом социального благополучия и устойчивого демократического развития страны. В условиях преодоления Казахстаном последствий мирового экономического кризиса, также очевидно, что Конституция сыграла и продолжает играть важную стабилизирующую роль в обществе.
По своей структуре и содержанию Конституция, с одной стороны, в полной мере согласуется с международными стандартами, а с другой, — отражает реальное соотношение социальных сил в обществе и специфику политических и правовых традиций, сложившихся в Казахстане на совре-менном этапе его развития, являясь правовой основой доя устойчивого демократического развития нашей страны. Так, в Конституции Республики Казахстан получили развитие не только ведущие тенденции мирового кон-ституционализма, но и найдены оптимальные, нестандартные ответы на целый ряд важнейших вопросов (о президентско-парла ментской форме правления, парламентаризме, избирательной системе, Ассамблее народов Казахстана, институте конституционного контроля и др.).
Конституция Республики Казахстан имеет ясную логику построения, основанную на органической связи: человек — общество — государство. В основу концепции конституционного строя нашей страны положены такие фундаментальные принципы устройства общества и государства, как народовластие, государственный суверенитет, гуманизм, верховенство права, сочетание единства и разделения
Основными чертами Конституции Республики Казахстан являются ее основополагающий характер, народность, реальность и стабильность. Основополагающий характер Конституции проявляется в том, что она регулирует наиболее важные общественные отношения. В силу этого конституционное регулирование носит обобщающий характер, раскрывая только самое главное в общественных отношениях, определяя принципиальное содержание их последующей конкретизации в актах текущего законодательства.
Народность Конституции означает, что она выражает интересы народа, единственного источника государственной власти в стране. Народность действующей Конституции ярко проявляется и в ее принятии народом на республиканском референдуме, состоявшегося после широкого всенародного обсуждения проекта Основного закона. Реальность Основного закона заключается в том, что он соответствует существующим общественным отношениям, отвечая потребностям общества и граждан, основным вызовам демократического развития страны. Стабильность Конституции, основанная на незыблемости социально-политического строя страны, означает неизменность конституционных норм в течение длительного времени.
Конституция имеет особые юридические свойства, которые показывают ее уникальность как Основного юридического зако¬на, принципиальное отличие от законов и иных нормативных правовых актов.
В монографии впервые комплексно исследуются актуальные вопросы реализации конституционного права граждан на образование в Республике Казахстан. Рассматриваются теоретические и практические аспекты становления и развития отечественного законодательства об образовании, анализируются понятие, юридическая природа и содержание права на образование, его место в системе социальных прав и свобод человека и гражданина. Подробно исследуется конституционный механизм обеспечения и реализации права человека на дошкольное, среднее, высшее, послевузовское и дополнительное образование.
Особое внимание в работе уделяется анализу международных стандартов реализации права на образование, тенденциям и направлениям современной образовательной политики Республики Казахстан.
Предназначена научным работникам, преподавателям, аспирантам, студентам юридических вузов и факультетов, работникам системы образования, а также всем интересующимся вопросами правового регулирования образования в Республике Казахстан.
Конституционные основы президентской формы правления в Казахстане
Николай МАКСИМЕНКО,кандидат философских наук, профессор Академии гражданской авиации
В этом году исполняется двадцать лет со дня принятия на всенародном референдуме ныне действующей Конституции Республики Казахстан. Особое место в ней отведено сущности, правам и обязанностям трех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной — им посвящено пять из девяти разделов Конституции. Здесь же говорится о механизме сдержек и противовесов, позволяющем каждой из этих ветвей иметь дос¬таточно сильный авторитет в государстве и, в то же время, не дающем ни одной из них возвыситься над другой.
Республика Казахстан является государством с президентской формой правления. Эта форма правления характеризуется значительной ролью Президента в системе государственных органов. Президент является одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти. Он избирается независимо от Парламента и сам формирует Правительство, которое ответственно перед ним.Статья 40.1 объявляет Президента главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан как внутри страны, так и за рубежом.Конституция устанавливает срок пребывания Президента у власти — 5 лет, причем «одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Республики более двух раз подряд» (ст. 42.5). Вместе с тем 21 мая 2007 г. в эту статью было внесено дополнение, согласно которому это «ограничение не распространяется на Первого Президента Республики Казахстан».В отличие от конституций многих стран, предусматривающих должность вице-президента, к которому переходят функции президента в случае смерти последнего или неспособности выполнения этих функций, в Конституции Республики Казахстан такая должность не предусмотрена. В указанных выше случаях полномочия Президента переходят к Председа-телю Сената Парламента, а если это не¬возможно, то к Председателю Мажилиса, если и это невозможно, то — к Премьер- Министру (ст. 48.1). При этом Конституция ограничивает возможности исполняющего обязанности Президента выполнять его функции. Он не вправе «инициировать изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан» (ст. 48.2).Избрание Президента на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании делает его независимым от законодательной власти. Фактически и по букве закона Президент подотчетен лишь избравшему его народу.Независимость Президента от Парламента усиливается тем обстоятельством, что он может быть отстранен от должности только в двух случаях: при устойчивой неспособности исполнять свои обязанности по болезни и в случае государственной измены.
Независимость — это политическая и экономическая самостоятельность государства. Издревле на территории Казахстана существовали различные государственные образования. Чаяния и мечты наших предков о создании единого, сильного, процветающего государства воплотились в жизнь в 1991 году. Именно тогда был принят Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан». В том же году казахстанцы избрали своего Президента. Под руководством всенародно избранного Президента и его команды из государственных, общественных деятелей, учитывая национальные особенности республики и международный опыт, страна выбрала свой путь развития, получивший название «Казахстанский путь». На заре независимости были приняты судьбоносные решения: принятие Конституции страны, Государственных символов, создание Вооруженных Сил, введение национальной валюты — тенге, перенос столицы, создание Стратегии «Казахстан-2030».Вступление в XXI век стало для молодого государства испытанием на прочность. В республике уже были созданы условия для развития рыночной экономики, основных политических институтов, гражданского общества. В эти годы республика меняет сырьевую направленность экономики на индустриально-инновационное развитие.Казахстан принимает активные действия для укрепления стабильности в регионе. В результате становится председателем в крупнейших мировых и региональных международных организациях, таких как ОБСЕ, ШОС, ОИС. Все события, произошедшие за 20-летний период, невозможно спроецировать на бумагу. Поэтому в этой книге внимание уделено наиболее значимым, на наш взгляд, символам независимости. Издание состоит из двух частей, в первой части собраны символы, характеризующие Независимый Казахстан, а во второй части показаны достижения республики. Использованы фотодокументы из архивов личного фотографа Премьер-министра Республики Казахстан Ш. Шахая и фотокорреспондента газеты «Казахстанская правда» И. Бургандинова.
КОНСТИТУЦИЯ РК и ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ГРАЖДАН
Узакбай КУДАИБЕРГЕНОВ, профессор Университета транспорта и права имени Кунаева, Заслуженный работник Высшей школы Казахстана
С приближением общегосударственного праздника — Дня утверждения на республиканском референдуме действующей Конституции РК, в центре внимания общественности страны оказываются вопросы о значении этого документа для судеб народа Казахстана. И это, естественно, тем более, что следующий 2015 год объявлен Главой государства годом Конституции РК. Значение действующей Конституции трудно переоценить. Она является не только Основным Законом страны, но и важнейшим государственным актом, в котором воплощены научно-теоретические и политико-правовые концепции общественного и государственного устройства, жизненность и эффективность которых доказана в практике государственно- правового, социально-экономического строительства современных передовых стран мира.
Речь идет об идеях и концепциях народного суверенитета и приоритета прав человека, парламентаризма и разделения властей, социально-ориентированной рыночной экономики и правового государства, идеологического и политического многообразия и верховенства закона.
Эти идеи и принципы, закрепленные в Основном Законе, составляют фундаментальные ценности нашей Конституции. Они имеют глубокое мировоззренческое, философское значение. Они определяют глубинные основы организации жизни и государства, и гражданского общества, и каждого человека в демократическом обществе. В этом смысле Конституции РК присущ неисчерпаемый творческий, организующий и объединяющий потенциал.
В монографии исследована история конституционного развития Казахстана и стран Центральной Азии на протяжении всего XX века. На основе архивных материалов анализируются программные документы партии «Алаш», национальных организаций края, труды передовой интеллигенции, содержавшие конституционные идеи.
На основе изучения конституций советского периода автор по- новому взглянул на «советизированную» конституционную историю региона, отбросив классовый подход. В сравнительно-правовом плане проанализированы конституционные реформы в Казахстане и странах Центральной Азии, исследованы тексты конституций новых независимых государств региона, выявлены их характерные особенности.
Книга предназначена для юристов, историков, студентов, изучающих историю государства и права, конституционное право